Последний петроглиф

Из истории памятника неолита "Пасущийся лось"

Наскальные рисунки на реке Ангаре были открыты еще в первой половине 18 века немецкими учеными Д.Г. Мессершмидтом, Г.Ф. Миллером, И. Гмелиным, находящимися на русской службе. За долгие годы исследований краеведами-самоучками и профессиональными археологами к середине 20 века в Приангарье стали известны десятки мест с сотнями древних петроглифов возрастом от неолита до средневековья. В одном только Братском районе насчитывалось не менее семи таких мест.

Рисунки эпохи неолита в скале

Но затопление территорий Приангарья ангарскими ГЭС привело к уничтожению древних галерей, и теперь остался только один рисунок, неоднократно спасенный от гибели. Памятник «Пасущийся лось» был открыт академиком А.П. Окладниковым в 1937 г. на острове Ушканий и отнесен к неолиту (8-5 тыс. лет назад). Так как остров полностью попадал под затопление Усть-Илимским водохранилищем, председатель Братского отделения ВООПИК О.М. Леонов принял решение спасти памятник.

Краевед Октябрь Леонов работает с рисунком на скале


Вместе с «Пасущимся лосем» планировалось спасти еще три древние композиции с Долго-Дубынинского порога, но из-за череды неудач, подготовленные к вывозке петроглифы, до сих пор ждут своего часа на дне искусственного моря. Отделение взрывами диабазового блока от монолита острова Ушканий тоже не прошло гладко – памятник распался на несколько частей. Поэтому в этом же 1974 г. под руководством председателя ВООПИК по Падунскому округу Р.Я. Дубыниной его склеивают на комбинате по производству железо-бетонных изделий. Состав специального раствора для склейки необычного объекта тогда разработал сотрудник КБЖБ Е.М. Дятлов.
До 1984 г. «Пасущийся лось» украшал центральную часть города, находясь рядом с музеем, потом был перевезен на берег «Ангарской деревни». Тогда появилась очень хорошая идея съимитировать скальный выход с наскальными рисунками на основе подлинного памятника, расположив все это на берегу Братского водохранилища. Но реализовывать идею стало некому, из музея ушел последний профессиональный археолог Е.М. Инешин. К тому же блок опять расколотили на части из-за ненадлежащей перевозки и памятник был предан забвению. Его периодически затапливали воды Братского водохранилища, рядом с ним разжигали огонь отдыхающие туристы. И в результате часть линий, нанесенных рукой древнего человека, была утрачена. Но большинство линий осталось и, значит, памятник все еще имеет историко-культурную ценность.

Все расходы по очередному спасению памятника, состоявшемуся в конце 2013 г. взял на себя депутат Заксобрания Иркутской области Г.А. Любенков. Впервые за всю практику перевозки таких объектов применили технологию заваривания блока в металлический каркас. Чтобы зафиксировать камень в каркасе, его обшили досками и заполнили пустоты песком. Это позволило перевезти наскальный рисунок, не нанеся ему ни единого повреждения. Теперь «Пасущийся лось» предваряет вход в музей и находится под постоянным присмотром.
Уже только в процессе перевозки блока на новое место удалось выяснить, и оценить истинную ценность памятника первобытному искусству. Стилистика рисунка считается наиболее архаичной. Это оказался один из рисунков, на основе которых А.П. Окладников создал концепцию, что в Приангарье рисовали носорогов, а значит, эти рисунки относятся к палеолиту (свыше 12 тыс. лет назад), ко времени обитания здесь шерстистых носорогов. Но, несмотря на смелость гипотезы, этот рисунок все равно стилистически можно считать самым древним из открытых на Ангаре. Удивительно, что самый древний рисунок оказался и самым живучим, ведь все остальные петроглифы Ангары затоплены водой и теперь только рыбы могут видеть галереи загадочных шаманских личин, шагающих друг за другом лосей и охотников с луками.

Важно, что наличие подобных памятников в нашем городе - это еще и показатель уважения нашего общества к своей родной земле. Недавно закончились археологические спасательные работы в зоне затопления Богучанской ГЭС. К нашему удивлению, не было произведено никаких попыток спасения наскальных рисунков Аплинского порога, которые, кстати, открыл О.М. Леонов. Никто даже не подумал о сохранении остатков знаменитых ангарских писаниц и их затопило. Поэтому теперь наш «Пасущийся лось» - это не только последний уцелевший памятник первобытного искусства на Ангаре, это и памятник уважения братчан своей малой Родины.

Источник: М. Глушенко, газета "Знамя"


comments powered by HyperComments